Обозреватель Криворожский Новости Экономика В Кривом Роге посчитали стабильный курс батона

В Кривом Роге посчитали стабильный курс батона

16-01-2017 17:05 536 0 Экономика

Примечание редакции. Вам может показаться, что это очередная статья в стиле поддержи/не поддержи законопроект. Однако это не так. Это очень важная статья, и по этому поводу я расскажу вам небольшую притчу.

Однажды, ещё до войны, при «стабильном» Викторе Фёдрыче в части Донецка и в Макеевке из магазинов пропал хлебушек. Несколько дней купить его было очень тяжело. Как оказалось, на основании постановления КМУ и в режиме «Батя, я стараюсь» местная власть, под угрозой библейских кар, начала произвольно регулировать цены на хлеб. На весь, до которого дотянулась. В обители ядерного электората Федрыча внезапно открылся портал в Венесуэлу. Владельцы крупных хлебозаводов, мудро отметив, что цена на конечную продукцию (хлеб) регулируется, а на сырьё (муку, свет, воду, бензин) — нет, начали массово останавливать хлебозаводы, чтобы не работать в минус.

Популизм под видом заботы, желание «нарубить» лишних процентов к рейтингу в условиях нашего государства могут привести к весьма неожиданным последствиям. И потому это очень важная статья.

Читайте также: На хлебзаводе Кривого Рога буханки хранят на полу (ФОТОФАКТ)

Как 20 лет можно последовательно уничтожать пищевую промышленность вдоль цепочки производства добавочной стоимости? Об этом стоит спросить таких борцов за социальную справедливость, как Лазаренко, Тимошенко и Янукович. Речь идёт о постановлении КМУ №1548 от 25 декабря 1996 года, которое борется за всё хорошее и против всего плохого методами прямого вмешательства в цены на высоко конкурентных рынках пищевой промышленности. Это постановление подписал Лазаренко, спустя 10 лет отменил Ехануров, вернула Тимошенко и усилил Янукович. Весёлое совпадение по фамилиям, да?

В своём обзоре я рассмотрю только пищевой сектор, а именно — рынок муки и хлеба (данными по которым располагаю), как пример регулирования рынков, где в каждой отрасли 800+ производителей.

Читайте также: В Кривом Роге для ветеранов Великой Отечественной войны хлеб продают по 1,5 гривни

Постановление №1548 позволяет областным администрациям регулировать:

  • граничные или фиксированные цены;
  • торговую надбавку;
  • норму рентабельности.

А ещё оно обязывает проводить декларирование цен.

Что подлежит регуляции в пищевом секторе?

  1. Граничные торговые надбавки к оптовой цене производителя (или таможенной стоимости) на муку, мясо, макароны, крупы, молоко, сыр, сметану, масло, подсолнечное масло, яйца не выше 15% без учёта затрат на логистику между городами.
  2. Уровни рентабельности производства муки, хлеба весом больше 500 грамм из муки высшего, 1-го, 2-го сорта и их смеси, ржи и её смесей простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода).

Кроме того, существует дополнение к постановлению №1548, а именно — постановление КМУ №1222 от 17 октября 2007 года, в котором Янукович утвердил порядок декларирования изменения оптово-отпускных цен, то есть в случае изменения отпускной цены регулируемого товара более чем на 1% предприятие обязано подать в местные органы фактическое обоснование себестоимости и, только получив вердикт «цена является экономически обоснованной», имеет право поднять цены. Иначе — штраф. Представляю, как потирали ручки чиновники обладминистрации, прочитав эту формулировку.

Читайте также: В Кривом Роге воры украли продукты у пенсионеров

Что там на заводе?
Возьмём типичный завод, который производит муку. Структура себестоимости у него, как правило, следующая:

  • затраты на сырьё — 88%;
  • зарплата — 2%;
  • амортизация — 0,2%;
  • затраты на оборудование — 2%;
  • затраты на топливо и электроэнергию — 4,5%;
  • затраты на сбыт — 1,3%;
  • другое — 4%.

К этой себестоимости прибавляется 5%, и это и есть оптово-отпускная цена муки для предприятия.

Выполняя постановление №1222, предприятие подаёт пачку документов, которые обосновывают, почему всё стоит именно вот столько. На практике это выглядит следующим образом: на предприятии формируется отдельный департамент администрирования постановлений №1548 и №1222, который раз в месяц везёт государству ящик бумаги формата А4, где обосновывает все затраты (ксерокопии накладных, зарплатных ведомостей, затрат на топливо и энергию и т. д.), а в ответ получает 1 листочек с надписью «Отпускные цены экономически обоснованные» с печатью местных органов.

Ещё раз.

Отдельный департамент производит писульки касательно постановлений №1548 и №1222, и больше ничего. Кстати, затраты на департамент тоже входят в себестоимость конечного продукта. А так как такие департаменты есть у каждого предприятия, то, конечно, рост затрат на зарплату «является экономически обоснованным» и за него заплатит тот самый конечный потребитель, за чьё благо и борется постановление №1548.
Важно, если предприятие задекларировало отпускные цены — оно обязано отпускать по задекларированным ценам или ниже до следующей процедуры обоснования стоимости. Если в структуре себестоимости 90% — это затраты на закупку сырья (зерна), привязанного к доллару, то что происходит с предприятием в периоды значительного колебания курсов? Вы покупаете зерно по курсу 26 гривен, декларируете (как и все на рынке) отпускную цену, продаёте партию с привязкой к этому курсу, а потом хотите опять купить зерно. А тут выясняется, что курс изменился и стал 30 гривен за доллар. И что теперь делать?

Читайте также: С 1 октября регулирование цен на основные продукты питания временно отменяется

Варианта два:

  • опять начинать процедуру декларирования и ждать ответа госоргана (время = деньги; привет, коррупция!), не выполняя своих обязательств перед покупателями (хлебопекарнями, торговыми сетями и т. д.), а это пустые полки, неустойка по договорам, заявления в Антимонопольный комитет и т. д.;
  • молча нести убытки.

Продавать по цене, выше задекларированной, не вариант, так как сразу пойдут штрафы.

В любом из этих вариантов при следующем декларировании в цену уже заложена волатильность затрат, и на регулированном государством рынке цены на регулированные товары подскочат резко и у всех сразу, поскольку никакого рыночного движения цен не будет (у всех же разные размеры запасов, оборотного капитала и т. д.). Интересно то, что как только период высокой волатильности заканчивается, цены стабилизируются за счёт открытой рыночной конкуренции. То есть цены падают без вмешательства государства, а растут с его участием.

Коррупция, настало твоё время.

Очевидно, что создание столь неэффективного искажения рынка должно быть где-то выгодно. Обмен ящика А4 на писульку, без которой продаж не будет, — это отличное место, где на местном уровне можно преследовать свои финансовые или политические (читай — популистские) цели — сидя в кабинете и не неся никакой ответственности, выдавать/не выдавать бумажки «цена экономически обоснована», точно так же, как и решать вопросы на этапе «штрафования» за необоснованные цены.

Читайте также: Чтоб вы так жили! Кабмин обнародовал новую «потребительскую корзину» для украинцев

Что получилось в итоге за 20 лет действия постановления №1548 и 10 лет — №1222?

  1. Цены на регулированные продукты растут в среднем быстрее, чем на нерегулированные. Это рынок, детка.
  2. Постановление зажимает рентабельность, например, по муке на уровне 5%, и заложить в «экономически обоснованные» цены адекватные капитальные инвестиции невозможно. Из каких денег проводить модернизацию при отсутствии прибылей, высоких ставках по кредитам и огромных ценах на импортное оборудование — непонятно. В результате оборудование старое (степень износа основных средств — около 80%), конкурентные перспективы на международном рынке слабые и о возможностях масштабной модернизации речь не идёт вообще.
  3. Постановление — сборник маразмов. Оно регулирует цены на муку высшего сорта, которая вообще в массовые сорта хлеба не попадает, а предназначена для кондитерских изделий и элитной выпечки. Также оно регулирует цены на мраморное мясо, итальянские спагетти и т. д. Борьба за социальную справедливость на элитные товары — наше всё. Следующий шаг — отпускную стоимость свежего айфона отрегулировать.
  4. В результате действия постановления №1548 около 70% рынка хлеба — в тени. Вот именно в этом месте вроде как и должны выйти на тропу войны все популисты с электоратом, реагирующим на совковые маркеры цен на продукты и тарифы жкх. Как это возможно, что 70% хлеба непонятно, какого качества, непонятно, кто производит и даже налогов не платит?! А ведь эти налоги могут на субсидии идти. Более того, теневой сектор производства хлеба явно и в жёсткой форме демпингует, тем самым нанося прямой ущерб честным предприятиям, которые соблюдают высокие стандарты качества и культуры производства.
  5. Согласно данным профильных ассоциаций, зарплаты сотрудников мукомольной и пекарской отрасли в среднем на 10–12% ниже зарплат в других промышленных отраслях. В Киеве эта разница возрастает до 37%. Готовы ли популисты и ценовые борцуны объяснять семьям сотрудников пищевой промышленности, что ихни родители зарабатывают херню, потому что надо о социальных группах думать? Вряд ли. В отрасли работают тысячи людей честно и прозрачно, но то, что они платят налоги, никого не волнует — надо о стране рейтингах думать.
  6. Местные администрации крайне свободно трактуют текст постановления и, как правило, регулируют именно цены на массовые сорта хлеба, а не хлеб простой рецептуры, как это сказано в самом постановлении, тем самым тоже нанося прямой ущерб отрасли.
  7. Процедура декларирования цен действительно «хлебная». If you know what I mean. Примечательный факт: если в одной области товар регулируется, а во второй — нет, то цены всё равно одинаковые.
  8. Инвестиционная привлекательность этих отраслей пробивает дно. Как инвестировать в отрасль, где заработки туманны, наём высококлассных специалистов сложен, а влияние государства чрезмерно? Вот откроешь ты завод, а потом в очередной раз отрегулируют цены — и всё, финиш. Риски значительны, прибыли не сопоставимы рискам.

Читайте также: Где в Кривом Роге можно пообедать по советским ценам (фотофакт)

У государства же в любом случае остаётся, как минимум, два способа, которые в состоянии поддержать малообеспеченные слои населения:

  • интервенции Аграрного фонда;
  • адресные субсидии.

Что делать?

Единственный выход — отменить полностью ценовое регулирование пищевой промышленности постановлением №1548 КМУ. У государства и так есть инструменты для защиты малообеспеченного населения. Чем быстрее будет произведена отмена ценового регулирования на конкурентных рынках, уничтожающая пищевую промышленность, тем быстрее она станет инвестиционно привлекательной и жизнеспособной. Свободная высокая конкуренция обеспечит и количество, и качество пищи.

В данном обзоре рассмотрено только влияние 20 лет действия постановлений №1548 и №1222 на две отрасли, а ещё зарегулированы мясо, молоко, крупы и т. д. И ситуация у них, как минимум, не лучше.

Такая ситуация, по всей нашей стране и она также она касается и нашего родного Кривого Рога.

Тарас Котов

Источник: petrimazepa.com

Читайте также
Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Топ видео
все видео