Обозреватель Криворожский Новости Интервью Легко ли быть попадьей? Байки и реальность

Легко ли быть попадьей? Байки и реальность

22-09-2016 11:00 1852 1 Интервью

Вероятно, ни о ком так мало не знают обычные, посещающие храмы лишь по большим церковным праздникам люди, как о жизни жен священников. Попадей или матушек чаще всего представляют в виде серых, невзрачных, неулыбчивых, бесполых, глуповатых существ, менее всего ассоциируемых со словом «женщина».

Рассказать правду нам согласилась жена настоятеля небольшого храма УПЦ Украинского патриархата, расположенного в северной части Кривого Рога. Правда, храм, где служит ее муж, она просила не называть по причине своей нелюбви к публичности.

Мы встретились во дворе скромного частного домика, где живет семья отца Ивана – он, матушка и их двое ребятишек – девочка и мальчик. Живут без роскоши, ездят на старенькой «Волге», в свободное от служб время работают в огороде, зимой весной «первая леди» прихода выращивает в теплице на продажу раннюю зелень. Обычная, стройная симпатичная молодая женщина, одетая в шорты и футболку, без следа косметики на лице. Потому разговор я начала сразу и в лоб.

- Ваш внешний облик, мягко говоря, не вписывается в каноны жен священников. Говорят ведь, что христианская вера не разрешает носить женщине мужскую одежду.

- Сейчас я не в храме. А в огороде в юбке как-то не комфортно. Более того, мы не возражаем, чтобы брюки носила наша дочь. Так и теплее и удобнее бегать и играть. Нет риска простудиться. А в храм я надеваю свои лучшие одежды – нарядное платье с закрытыми локтями и коленками, красивую косынку на голову. Выглядеть мымрой мне на людях нельзя. Я обязана быть примером для подражания остальным прихожанкам. Ведь глядя на меня, они судят о православных женщинах. Молодые могут не захотеть ходить в церковь просто из страха потерять свою женственность и привлекательность. К тому, же где написано, что красота – это грех. Христианство не запрещает женщине следить за собой, быть ухоженной и привлекательной.

Что же касается шарфика или косынки на голове, то это скорее дресс-код, чем библейский закон. Господь нас принимает и любит любыми. Но ведь нелепо будет отправиться на пикник в вечернем платье и на шпильках, а в театр в спортивном костюме. Так и храме принято находится одетой красиво, но без подчеркнутой сексуальности, с покрытой головой. А не крашусь я потому, что яркая от природы. Излишняя краска выглядела бы вульгарной. По этой же причине я не ношу мини-юбок и глубоких декольте. Хотя на пляже загораю в купальнике. Таковы мои убеждения.

- Говорят, что многие девушки из церковной среды желая  стать попадьей, даже устраиваются работать в трапезные духовных семинарий. Как познакомились с Вашим мужем Вы?

- Отца Ивана я знаю с 14 лет. Встречаться мы начали подростками еще, когда он не думал стать священником, я уже знала, что выйду замуж именно за него, какую бы стезю он не избрал. А вообще с женитьбой у священнослужителей история особая. Жениться священник может только до выпуска из духовной семинарии и только один раз. Потому при многих духовных семинариях существуют факультеты регентов и иконописцев, куда принимают девушек. Многие специально поступают туда с целью выйти замуж за семинариста. У ребят даже есть термин: «Девушка с синдромом ХПБ – Хочу Быть Попадьей», но срабатывает это не всегда. Тут, как говориться, на все воля Божья. Хотя в будущем жена-регент оказывается очень удобной – батюшка в алтаре, матушка – на клиросе. Я сама обучилась на регента уже, будучи замужем.

Что же касается знакомств на кухне духовной семинарии, то, знаете, перечистив несколько десятков ведер картошки, у отправленного туда «на послушание» семинариста смотреть на девушек не остается сил. Ему бы до кровати доползти. Случаются, конечно, судьбоносные встречи, но это редкость. Проще ходить на службы в церковь при семинарии. Там хоть можно в дверях столкнуться и познакомиться.

Как я уже говорила, второй брак у священников не допускается. Священник не может жениться на разведенной или вдове. Оба до брака обязаны быть девственниками. Этот «параграф» опускается, если добрачные связи случились до принятия Крещения. Крещение – это ведь жизнь с чистого лица, перерождение. Но и в том случае близость разрешается только после венчания.

- И что, если не сложилось, не сошлись характерами, как говорят, что жить с нелюбимой?

- Понимаете, в церкви есть обряд венчания, но нет обряда развенчивания. Вдова священника может вторично выйти замуж за светского человека, она может развестись с мужем и выйти замуж вторично, но священнослужителю это не дозволяется. Иначе он автоматически теряет свой сан. В этом плане священник, как сапер – ошибается один раз. Потому, к выбору жены семинаристы подходят осторожно. Выбирают не секс-символ, а подругу на всю жизнь, способную выдержать нелегкую долю попадьи, не бросить в трудную минуту.

-Ну а дальше что? Я слышала, что у выпускников духовных семинарий осталась система распределения по приходам, как это было с распределением по работе у выпускников учебных заведений советских времен.

- Именно так. Священник, как солдат, куда пошлют, там и служит. Вместе с ним едет и матушка. Нам повезло, нас направили в Кривой Рог, откуда мы родом. Живем мы в доме, который отдали нам родители мужа. Родители помогли и с покупкой пусть не новой, но машины. Священнику «без колес» нельзя. Кроме нашего прихода, мой муж служит еще на Карачунах в 45-ой зоне. Там они построили часовню. Муж помогает заключенным  переродиться, обрести Веру в душе и Бога. На маршрутках туда не доездишься. Порой среди ночи зовут к больному или к умирающему. И нужно ехать. Многим повезло меньше. Им приходится служить в далеких селах, где до сих пор носят воду из колодца, и нет газа. И все это ложиться на плечи молодой, часто привыкшей к комфорту городской жизни, женщины. Батюшку, как правило, быта не касается. У него в храме и с прихожанами забот хватает.

- Насколько я знаю, в семьях священников контрацепция не допускается. Я уже не говорю об абортах. Где же выход?

- Аборт- это детоубийство однозначно. А контрацепция может быть одна – воздержание. Этому способствует и церковный устав. Близость не допускается во время Постов, и накануне церковной службы. Но многодетные семьи в нашей среде скорее правило, чем исключение. У нас вот пока двое. Больше Бог не дает, хотя мы бы и не возражали.

- А еще говорят, что священникам запрещено пользоваться телевизором и интернетом, что это грех?

- Ерунда. Есть у нас и телевизор, и компьютер с интернетом. Мы вполне современная семья, а не отшельники. Мы обязаны жить интересами наших прихожан, знать, что происходит в стране. А без телевизора и других современных средств связи сделать это невозможно. Просто мы тщательно выбираем, что смотреть и какие сайты читать, особенно нашим детям с их неокрепшими умами. Так же мы подходим и к выбору игрушек. Нет куклам-монстрам, пистолетам, компьютерных «стрелялкам», словом всему, что провоцирует развитее в детях агрессии. Зато всевозможные принцессы, пупсы, мишки, зверушки, машинки, конструкторы – это по финансам.

- А еще считается, что матушка не должна работать на производстве.

- Чаще не получается, чем не должна. У батюшки, рабочий день не нормирован. Матушка, кроме того, что воспитывает многочисленное потомство, полностью берет на себя весь быт, вплоть до вколачивания гвоздей и ремонта электропроводки, помогает мужу еще и в храме. Мы не имеем права закатить скандал и потребовать, чтобы муж перешел на более высокооплачиваемую работу. Наши мужья не работают, а служат. И выходя замуж за Ивана, я понимала, что на своей карьере ставлю крест. Так что дело не в «должна – не должна».

- Простите, на что Вы живете? Какова зарплата Вашего мужа?

- Зарплаты нет. Живем на добровольные пожертвования прихожан на требы – освящение машин, квартир, крещение, и так далее. Без огорода и моего маленького бизнеса на зелени не прожили бы. Приход не богатый, а храм хочется сделать лучше и лучше. На это нужны деньги. В отличие от храмов патриархата Московского, власти нам не помогают. Они просто не замечают нашего существования. Так что на Мальдивы не ездим, да и в Геническ не каждый год получается.

- Тогда, простите, за бестактность, объясните, почему, соблюдая посты и скудно питаясь, большинство священников такие грузные?

Ну, во-первых, чаще это от голосовых нагрузок. Это, как у оперных певцов. Во время пения повышается давление в брюшной полости. От этого брюшко. Священники, не наделенные сильным голосом, живота чаще не имеют.

Во-вторых, животы растут от неправильного режима питания. Литургию священник служит обязательно натощак.  После литургии – исповедь, причастия, молебны, венчания и прочие требы. И это опять не поев и на ногах. За 7 часов устает дико. Потому обедает плотно. Если нет выездов, может немного вздремнуть.

С 5 вечера – вечерняя служба. После опять выезды к прихожанам, в дома престарелых, к больным и так далее. Ужин поздний, и опять достаточно плотный. Здоровым такой образ жизни ни как не назовешь. Потому ожирение, варикозное расширение вен и заболевания желудка у священников обычное явление.

- Вашей жизни не позавидуешь. Но что держит? Вы – миловидная молодая женщина, могли бы расстаться с отцом Иваном, жить, как все?

- Не смогла бы. Я слово дала Богу быть с ним. Мы венчаны. Потому, как бы ни было тяжело, во всем друг друга поддерживаем, стараемся искать компромиссы. Как и он, я служу. Служу Богу и людям.

Я благодарю за откровенность и прощаюсь с матушкой Ольгой. Я теперь думайте сами, легко ли быть попадьей.

Беседу вела Светлана Ракита

 

Читайте также
Комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Kairi 06.02.2017 в 01:15 Ответить
of course like your web internet site nonetheless you want to take a appear at the spelling on quite a few of your posts. A number of them are rife with spelling problems and I to uncover it very troublesome to tell the truth netsvrhelees I’ll certainly come once again again.
Топ видео
все видео